Бизнес оценил перспективы отечественного рынка серверного оборудования и ищет способы обезопасить себя от рисков в будущем. Рассказываем, как типичной российской компании продлить срок службы сервера, продолжить поддерживать и развивать IT-инфраструктуру и не переживать о недостатке комплектующих или технических специалистов.

Рассмотрим два сценария, которые отличаются исходными позициями: когда у компании есть беспроблемно (это важно!) работающий сервер и когда она планирует купить новое оборудование в ближайшее время. От этого зависит стратегия на ближайшие несколько месяцев или, возможно, лет.

Для нового сервера

Компаний, которые в теперешних условиях выбирают новое серверное оборудование, стало меньше, оборудование подорожало, цена зависит от курса валют, а сроки поставок стали непредсказуемыми, но их потребности нельзя игнорировать. Перед руководителями стоит задача минимизировать капитальные затраты и получить максимум продуктивности и работоспособности, по крайней мере, на пять, а лучше на семь или более лет.

Эти сроки мы упоминаем неслучайно: отдельные вендоры действительно покрывают свое серверное оборудование гарантийным сроком на длительный период. При этом на 1-3 года они дают стандартную гарантию, а расширенную, на 5-7 лет, можно получить за дополнительную плату. Таким образом, основная задача при покупке нового сервера — всеми силами продлить его гарантийный срок. Это позволит решить проблему с заменой комплектующих и привлечением инженеров со стороны компании-производителя, если оборудование выйдет из строя.

Контроль состояния сервера

Не рекомендуем очаровываться и полагаться на то, что проблема даже с новым оборудованием будет разрешена в сжатые сроки: большинство западных вендоров больше не покрывают гарантийным сервисом оборудование, работающее на территории РФ. Логистические ограничения затрудняют оперативную доставку комплектующих, к тому же их выбор сильно ограничен. Бизнесу нужно приготовиться к тому, что он не сможет получить гарантийную поддержку производителя на привычных условиях. В свете этого идея пользоваться старыми серверам не выглядит странной: по факту новое и купленное ранее оборудование будет работать примерно одинаково.

Для действующего сервера

Если корпоративный сервер в последние два-три года работал без поломок, с высокой вероятностью у вас не будет проблем с его эксплуатацией в несколько ближайших лет. Вопросы с недостаточным количеством оперативной памяти или размерами хранилища решаются покупкой дополнительных планок памяти или накопителей соответственно. Можно использовать как комплектующие «родного» вендора, так и альтернативные совместимые варианты. По ходу модернизации можно добавлять новые комплектующие или заменять старые на новые, большего объема — скорее всего, эта опция будет более доступной, чем покупка нового сервера с гарантией.

Остается открытым вопрос со сроками поставок комплектующих — ожидание может растянуться на недели и даже месяцы. Если у вас парк однотипных серверов, есть смысл заранее заказать к нему типовые комплектующие: по хотя бы несколько планок памяти и пару накопителей. Не стоит переживать о том, что вы быстро исчерпаете возможности для расширения: современные серверы очень гибкие и могут быть масштабированы в несколько этапов.

Исключением будут разве что совсем бюджетные модели, в остальных почти всегда остается пространство для маневра: можно добавлять модули памяти большего объема, устанавливать новые или менять старые накопители на более емкие и быстрые модели.

Гиперконвергентная инфраструктура: да, нет, возможно?

В новых условиях работы возникает соблазн использовать гиперконвергентную инфраструктуру. Эту модель стоит оценивать осторожно, так как одни вендоры прекратили поставлять в РФ свои гиперконвергентные продукты, с другими ситуация может измениться в любой момент. Использовать решения на базе условно бесплатного ПО проблематично: на стороне заказчика сильно возрастают требования к квалификации инженеров. В этих условиях идея использовать отдельную систему хранения данных более рациональная, чем разворачивание гиперконвергентной инфраструктуры.

Общие рекомендации, которые помогут продлить срок службы сервера

Сегодня цена выхода сервера из строя слишком высока для любого бизнеса. Поэтому мы собрали советы, которые помогут продлить срок эксплуатации и в равной степени применимы как к новому, так и к работающему оборудованию.

Обеспечьте оптимальный микроклимат в серверной. Рекомендуемые вендором значения температуры и влажности — не прихоть, а гарантия того, что оборудование будет работать стабильно и долго, в течение всего эксплуатационного срока.

Позаботьтесь о стабильной работе инженерных систем. Подготовьтесь к возможным проблемам с подачей электроэнергии, от которой зависит работа серверов и системы охлаждения в частности. Проверьте емкость аккумуляторов в источниках бесперебойного питания. Помните, что срок работы аккумуляторной батареи сокращается вдвое, если температура в серверной хотя бы на 5 градусов по Цельсию выше рекомендованной. В случае сбоя необходимо будет завершить работу всех бизнес-приложений, чтобы не допустить потери данных. Для этого в большинстве случаев достаточно ИПБ, который держит заряд в течение 10-15 минут. Использование дизель-генераторных установок оправдано только в крупных ЦОД.

Используйте средства мониторинга IT-инфраструктуры. Если возникнет неисправность, о ней должны как можно быстрее узнать ответственные лица. Остановка единственного кондиционера в серверной может привести к перегреву и даже поломке сервера. Чтобы получать оперативную информацию о состоянии IT-инфраструктуры, используйте штатные средства мониторинга и диагностики или сторонние программные решения.

Настройте резервное копирование данных по расписанию. Так вы не потеряете критически важные данные, если сбой все-таки случится и серверное оборудование временно остановится или выйдет из строя.